Первый портовый кран в Англии

Модель подъемного крана появился в Древней Греции, когда Архимед соорудил механизм для перемещения грузов, который состоял из барабана, рычага, подвижного блока, клина и болта — по его чертежам немецким инженерам удалось восстановить действующую модель древнего крана. Но на этом развитие техники в этом направлении застопорилось на долгое время.

Развитие в сфере мирового машиностроения наметилось только в XVIII веке, после чего следовало появление новых разработок, и в 1834 году в Англии компания Hick&Rothwell выстроила первый портовый кран, способный поднимать грузы весом до двух тонн. Через четыре года аналогичный чугунный кран был создан и в Германии. В эти же годы был изобретен гибкий металлический трос, что стало важным этапом на пути развития и улучшения кранов.

В дальнейший период был построен портативный кран с тележкой в 1843 году, запатентована уникальная конструкция стрелы в 1850 году, изобретена решетчатая балка в 1874 году и многое другое, а США и Германия в этом же веке выпустили подъемные краны, использующие электрическую энергию.

Посылом для создания современных автокранов стали паровые тягачи с крановой балкой, необходимые для погрузки и разгрузки артиллерийских снарядов, а также перемещения тяжелых элементов в строительстве оборонных сооружений. Точнее, это были первые краны на автомобильном шасси, но они были ненадежными, дорогими в эксплуатации и имели малую высоту подъема. Первые автокраны появились уже в начале 20 века, они представляли собой полноповоротную крановую платформу с механическим или электрическим тросовым приводом, установленную на автошасси. Но у них был один большой недостаток – грузоподъемность была в прямой зависимости от мощности шасси.

Прошло время, города формировались, росла их инфраструктура, и имеющиеся в то время автокраны все меньше были пригодны для строительства в городских условиях. Чтобы решить эту проблему, в Японии построили двухосный мобильный кран, снабженный стрелой с сочленениями, что послужило основой для возникновения автокранов-манипуляторов. Последующее внедрение механизмов телескопирования и применение гидравлики смогли избавить автокраны от этих недостатков.

Серийный выпуск кранов-манипуляторов для грузовых автомобилей начала шведская компания HIAB в 1947 году, затем в 1961 году японская компания Furukawa Unic построила гидравлическую крановую установку.

Первый отечественный автокран появился спустя 100 лет после появления чугунного крана в Англии – в 1934 году на заводе «Красный металлист» был построен автомобильный подъемный кран на шасси 5-тонного грузовика «Я-5». Его грузоподъемность была всего 1,5 тонны, что в сочетании с низкой экономичность ограничило область его использования. Этот автокран не получил широкого применения и использовался только на фронте в годы Великой Отечественной Войны.

Сегодняшние автокраны применяются практически во всех областях, где требуется перемещение тяжелых грузов. Их грузоподъемность очень велика, но достижение принадлежит автокрану от китайского производителя Zoomlion – автокран ZACB01 может поднять груз массой в 2000 тонн.

Кран-балка представляет собой грузоподъемное устройство, которое необходимо для перемещения грузов массой 250 – 10 000 кг в пределах цеха или складского помещения. В зависимости от типа привода различают кран-балки с ручным управлением и электроприводом.

Кран-балки с ручным управлением используют мускульную силу оператора, который воздействует на механизмы через приводные цепи. Используется в случае невозможности организовать электроподачу.
Электрические кран-балки — в этом случае управление электроприводом осуществляется с помощью пульта дистанционного управления с места оператора балки, которое находится обычно на земле. Различают следующие варианты управления:

  • кнопочный;
  • аппаратно-командный;

Первый вариант предполагает использование кнопочного пульта. Это наиболее общераспространенный вариант и отличается фиксированными скоростями перемещения грузов. Аппаратно-командный пульт позволяет регулировать скорость перемещений.

Соответственно, в зависимости от канала передачи, управление кран балкой, может осуществляться при помощи кабеля или радиосигнала. Причем пульт радиоуправления оборудован собственными батареями, которые гарантируют автономность устройства.